НОВОСТИ МИРА
Новости и события России

Россия     Украина     Экс СССР     Европа     США Канада     Азия     Южная Америка     Ближний Восток     Темы


Новости и события России

Авиация России

Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет

        Легендарный перехватчик советского времени МиГ-31 уже в ближайшие годы должен быть заменен совсем другой машиной – по крайней мере, такие заявления делают представители российского ВПК.
     Ради решения каких военных задач планируется создать новый боевой самолет и стоит ли вообще его создавать?
      МиГ-41

      В России, как заявляется, ведется разработка перехватчика на замену МиГ-31, якобы создаваемого по программе «Перспективный комплекс дальнего перехвата – ПАК ДП».

     Даже уже называется его будущий индекс «МиГ-41», хотя такое название может быть присвоено лишь после принятия самолета на вооружение.

      В прессе в ходу утверждения о скорости «более четырех звуков», возможностях «выполнять задачи в космосе» и тому подобное. Картинки абстрактного «МиГа-41» (нарисованные как будто для мультфильмов или компьютерных игр) в блогах и на развлекательных порталах ходили давно.

      Более того, два года назад корпорация «МиГ» уже заявляла о начале работ над этой машиной и обещала «в скором времени представить общественности» результаты (впрочем, как и пять лет назад).
      И вот сейчас в Ростехе также заявляют о переходе программы в стадию ОКР – опытно-конструкторской работы.
      А она, как правило, заканчивается созданием опытного образца или серии.

      Почему же возникла идея создания такой машины? Чтобы понять это, вспомним историю перехватчиков с советских времен.

      Предназначение

      СССР имел де-факто не одни, а двое ВВС. Одни – собственно сами ВВС, Военно-воздушные силы. Вторые – авиация ПВО, фактически тоже ВВС, но работающие по совершенно другим принципам.
      Авиация ПВО являлась ответом на воздушную угрозу со стороны противника, который, во-первых, имеет численное и качественное превосходство, во-вторых, имеет отличные шансы захватить господство в воздухе – но, в-третьих, все равно должен потерпеть поражение.

      В ПВО СССР использовались самолеты только одного предназначения – перехватчики. Они, как правило, не имели возможности вести маневренный бой, несли не очень много ракет, но зато имели самые лучшие из возможных бортовые радиолокационные станции (БРЛС) и высокую скорость.

      Системы связи этих машин позволяли в автоматическом режиме получать на борт данные о цели и выполнять сближение с ней с огромного расстояния.
      Авиация ПВО работала в едином комплексе с радиолокационными станциями большой дальности и зенитно-ракетными войсками, образуя интегрированную систему обороны с очень большой глубиной.

      Советские перехватчики эволюционировали соответственно воздушной угрозе. Сначала надо было закрыть небо от большого количества ударных самолетов – так появились Су-9, потом Су-11, потом Су-15. Потом американцы резко нарастили количество межконтинентальных реактивных машин с хорошей скоростью – Б-52.
      Начались работы по применению на них ракетного оружия большой дальности. Возникла необходимость резко увеличить зону перехвата. Так появились Ту-128, самые большие перехватчики в мире.

      В конце 1960-х годов возникла новая угроза – американцы поставили в строй Б-58 «Хастлер» со скоростью более двух звуковых, стратегический «трехмаховый» разведчик SR-71 и начали работы над бомбардировщиком Б-70 «Валькирия», который тоже достигал трех скоростей звука.
      И ПВО СССР выставила против этих угроз нового «бойца» – перехватчик МиГ-25. За счет огромной максимальной скорости этот самолет имел возможность перехватить и «Хастлера», и «Валькирию», и «Черную птицу» (если наземные командные пункты точно вывели бы его на цель).

      В конце 70-х годов США наконец-то подняли в воздух свой Б-1А, способный на высоте лететь со скоростью в 2,3 звуковой, а потом уходить на сверхмалые высоты и идти там со скоростью в 1,1 звуковой. Это была невероятно трудная цель, для ее надежного поражения требовался очень скоростной перехватчик с БРЛС, способный обнаруживать цели на фоне земли и воды.
      И сразу же за Б-1А появилась новая напасть – малогабаритные малозаметные крылатые ракеты как воздушного (запускаемые с бомбардировщиков), так и морского («Томагавки») базирования.

      Это была по-настоящему страшная угроза. Если Б-1А был просто трудной целью, то БРЛС, способных засечь идущий над водой «Томагавк» или авиационную AGM-86, просто не существовало – эффективность существовавших перехватчиков в атаке такой цели была недопустимо низкой.
      И как будто этого было мало – встал еще и вопрос о поражении американских бомбардировщиков до пуска ими крылатых ракет, то есть где-то «в окрестностях» 70-й параллели или севернее.

      Самолет, способный решить все эти проблемы одновременно, казался тогда фантастикой.

      Он должен был иметь и большую дальность, и огромную скорость. На нем должно было быть много очень эффективных ракет и БРЛС такого качества, которую в СССР никогда не создавали ранее. Он должен был иметь немыслимо передовые для тех лет системы автоматизированного обмена информацией и впервые в советской тактической авиации – систему дозаправки топливом в полете.
      И он должен был еще и быть в состоянии заменить собой все ранее созданные самолеты ПВО.
      Это была нереально сложная задача, но она была советским ВПК решена – и решена с блеском.

      Этим перехватчиком стал МиГ-31 – самолет, который эпохально поднял уровень и авиации ПВО, и отечественной военной промышленности. Для США появление этого самолета оказалось крайне неприятным и болезненным сюрпризом.
      Для СССР же это было в некотором роде спасением – эта машина не дала балансу сил между СССР и США качнуться так, как этого хотел наш противник.

      МиГ-31 МиГ-31 закрывал следующий перечень угроз: любые бомбардировщики, включая малозаметные на любых высотах, малозаметные крылатые ракеты, сверхскоростные воздушные цели (разведчики).
      Он мог – и может до сих пор – применяться для дальнего перехвата при работе с самолетами-заправщиками и поражать обычные истребители.

      Современная модель угроз и адекватный ответ

      Сегодня, когда силовое давление на нашу страну снова нарастает, стоит провести ревизию текущих угроз, в том числе угроз с воздуха.
      Насколько с советских времен изменились те воздушные цели, которые сегодня могут угрожать России и их потребуется поражать перехватчикам ВВС РФ?

      Факт в том, что почти ни на сколько. Сегодня США имеют намного больше «Томагавков», к ним добавились массы малогабаритных и дешевых крылатых ракет тактической авиации. Зато бомбардировщиков стало меньше.
      Скоростные воздушные цели просто пропали – у США нет и не планируется больше «трехмаховых» разведчиков или бомбардировщиков.

      Все их ударные машины или полностью дозвуковые (бомбардировщики), или сверхзвуковые, но выполняют прорыв ПВО на дозвуковой скорости (вся тактическая авиация).
      Иначе говоря, изменения – количественные. Но раз качественно угроза не изменилась, то зачем нужно качественно новое средство для ее отражения?

      Вопрос не праздный. Политическая обстановка вокруг нашей страны накаляется, и России нужно наращивать военные возможности. Но экономическая обстановка диктует необходимость тратить деньги рационально.
     У России масса оборонных проектов, которые действительно жизненно необходимы. Это и Су-57, и ракеты «Циркон», и БПЛА «Охотник», который выведет нашу военную мощь на новый уровень.
      Новые сетецентрические системы боевого управления Сухопутных войск, которые недавно были испытаны, танки «Армата», БМП «Курганец».

      Новые ракеты для авиации, самолеты-заправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), запас ракет «воздух – воздух» для истребительной авиации, запас крылатых ракет для бомбардировочной авиации и флота, высокоточное оружие большой дальности для тактической ударной авиации.
      Не говоря уже про приборы ночного видения, перчатки и ботинки для мотострелков.

      Все это потребует денег. Очень больших денег. Су-57 встал во многие десятки миллиардов рублей, и это без учета затрат на научно-технический задел по тематике пятого поколения, который начали создавать еще при СССР.
      Такие расходы оправданы только тогда, когда без нового боевого средства обойтись нельзя.

      Су-57 – это именно тот самый случай, как и, например, ПАК ДА: без них не обойтись, если мы не хотим оказаться второразрядной силой в XXI веке. Не обойтись без ядерного оружия, без гиперзвуковых ракет.
      Не обойтись без роботизированных систем и искусственного интеллекта.

      Но точно ли нам нужен новый перехватчик? Что нужно при количественном росте угрозы? Количественный ответ – больше атакующих машин, самолетов.

      Рассмотрим, какими должны быть такие машины. Нужна БРЛС с высокой точностью и дальностью. Есть в России такая? Да, это серийная БРЛС Н035 «Ирбис». А носители этой БРЛС есть? Да, это Су-35.
     Фактически этот самолет по своему радиоэлектронному оборудованию и оружию все задачи перехватчика выполняет.
      Ему не хватает скорости по сравнению с МиГ-31, но теперь и целей нет таких, для которых она была бы нужна.

      У Су-35 один летчик, а для действующего на огромных пространствах перехватчика с длительными боевыми вылетами лучше иметь еще одного, отдельного члена экипажа, управляющего оружием.
      Есть ли у нас двухместный самолет, на базе которого можно было бы получить перехватчик? Да, это Су-30СМ2.

      Модификация СМ2 оснащена двигателями АЛ-41Ф, генераторы которых вырабатывают достаточно электрической мощности, чтобы на этот самолет ставить «Ирбис», и вот такая модификация уже закрывает все задачи перехватчика полностью.
      Вопрос только в ракетах, но их в любом случае закупать.
      Новая сверхдальняя Р-37М, которую в конце прошлого года испытали на Су-35, вполне подходит как базовая ракета для перехвата на большой дальности.

      То есть чтобы обеспечить выполнение всех задач по перехвату, которые в свое время выполняла авиация ПВО СССР, России не нужно ничего изобретать и создавать заново.
      Все уже имеется, и в серийном виде. Есть нужный самолет (Су-30СМ2), есть БРЛС, которая в него впишется и по массогабаритным характеристикам, и по электропотреблению, и которая полностью подходит для перехватчика (Н035 «Ирбис»).
      Есть и ракеты. Нужно только количество – больше самолетов (целей теперь больше).

      Соответственно, те десятки миллиардов рублей, которые могут быть потрачены на ПАК ДП, чтобы лет через десять увидеть один (первый опытный образец) самолет и потом его еще испытывать и доводить, логично потратить на то, чтобы получить нужное количество эффективных и серийных самолетов прямо сейчас, за несколько лет.
      А с любой мыслимой угрозой будущего вполне справится Су-57 – опять-таки при условии создания соответствующего количества этих машин.
      Текст: Александр Тимохин
      vz.ru
      28/01/21


События в России

- 10.02.21 С Западом решили говорить по-русски твёрдо

- 31.01.21 Чему служит Навальный

<< Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет

- 28.01.21 Россия останется стабильной вопреки попыткам Запада подхлестнуть протесты

- 26.01.21 Разработчик «Новичка» анонсировал выпуск препарата от коронавируса

- 25.01.21 Они готовят виселицы: Альгис Микульскис о главной мечте фанатиков Навального

- 25.01.21 Грозит ли России дефицит продуктов

- 14.12.20 Где сейчас актер Василий Степанов: Жуткая участь красавчика из «Обитаемого острова»

- 11.12.20 Еще один способ развода россиян

- 03.12.20 Назван дешевый и эффективный способ поднять иммунитет

- 24.11.20 Поддельную красную икру по цене настоящей продавали в Тобольске

- 23.11.20 Российские либералы уговаривают Запад объявить РФ «террористическим государством»

- 16.11.20 Диаспоры скупают целые сектора экономики

- 29.10.20 В США испугались планов России по оснащению "Сотника" нанодронами

- 12.02.20 Я никогда не женюсь – 15 причин!

- 12.08.20 Чубайс предложил ограничить бесплатное школьное образование тремя классами

- 30.07.20 В храм после этого я почти перестала ходить

- 07.07.20 Самые главные вопросы в деле Ивана Сафронова

- 25.06.20 Врач-терапевт сообщил о главном коварстве COVID-19

- 10.06.20 Красноармеец Николай Пудов: «Это были мои последние выстрелы на Второй мировой войне»

- 31.05.20 Почему «российская оппозиция» молчит про хаос и насилие в США

- 29.05.20 Агрессивное меньшинство. Писатель Захар Прилепин – об острой угрозе национальным интересам России

- 27.05.20 Испытания опытного образца 120-мм самоходного миномета МЗ-204 "Горец"

- 16.04.20 В России появилось много новых и неожиданных вакансий

- 14.04.20 Кадыров выступил против финансирования государством либерально-диверсионных СМИ

- 22.03.20 Угостить с суши: корветы наведут на противника береговую ПВО

- 28.01.20 Главу Чувашии подвело чувство юмора

- 20.01.20 Операция «Августовская буря»: как Россия сокрушила Японию в Маньчжурии

Сделано в ORBI         Новости мира 2018-2021     +7 (909) 995-9523     orbi.project@ya.ru